С древнейших времен звезда, которую современные
астрономы называют Сириус В, занимала священное место в религии догонов. Откуда
же они могли знать о ней так много? Можно, пожалуй, назвать два возможных
объяснения этого факта: либо догоны пользовались какими-то средствами видения
на расстоянии, либо, как глубоко убеждены сами догоны, знания переданы им
пришельцами с Сириуса, которые высаживались на Земле. Последняя гипотеза была
исследована и поддержана историком Робертом Темплом в книге «Тайна Сириуса», где
он приводит убедительные доказательства того, что догоны являются последними
людьми на Земле, которые поклонялись внеземным пришельцам - амфибиям,
высадившимся в Персидском заливе на заре цивилизации, и память о которых
сохранилась в рисунках и легендах, повествующих о древних богах Вавилона,
Египта и Греции.
Догоны называют именем Номмо живущие в воде создания. Считается, что они
обитают в сигарообразных сооружениях типа ковчега, который догоны изображали на
рисунке, как «крутится и вращается движущийся ковчег». Они описали производимый
им при движении шум и грохот, а также возникающие при этом на земле вихревые
пыльные смерчи. В других легендах говорится о «бьющей струями крови» из
корабля, что можно объяснить опустошением ракеты; также догоны различали
корабль, который действительно опустился на Землю, и похожий на звезды объект в
небе, который мог быть межзвездным космическим кораблем.
Все это могло бы оставаться научной фантастикой, если бы эрудиция и
исследовательский интерес Роберта Темпла не привели его на родину догонов в
Ливию, а оттуда к несомненной параллели между Номмо и Оаннесом, богом-амфибией
Вавилона, высшим существом, которое, по преданиям, вместе со своей свитой
научило жителей Шумера математике, астрономии, сельскому хозяйству, письменности,
социальной и политической организации, другими словами, по выражению профессора
Корнелльского университета Карла Сагана, «всему необходимому для перехода от
первобытнообщинного общества к первой цивилизации». Уцелевшие фрагменты
«Истории Вавилона», написанной по-гречески жрецом по имени Беросс, следующим
образом описывают Оаннеса: «Его тело точно как у рыбы, но под рыбьей головой
есть еще и человеческая, а внизу рыбий хвост заканчивается человеческими
ногами. Голос и речь звучат как человеческие; воспоминания о нем хранятся
по сей день... Поскольку они являются амфибиями, то с заходом солнца
погружаются под воду и проводят ночь в темноте».
Устанавливая параллели между двумя богами, Роберт Темпл приводит
доказательства того, что являющаяся сердцевиной классических «тайных религий»
связь между Оаннесом и Сириусом далека от однозначного толкования потому, что
предусмотрительно записана в закодированной форме; основатели мистерий не были
расположены выдавать потаенные знания, которым их обучили. Связь с Сириусом
открывается благодаря различным ключам к разгадке: например, частым повторениям
мотива числа 50 - это и период обращения Сириуса В, и количество собакоголовых
божеств - или другим упоминаниям о собаках в связи с Сириусом А, «собачьей
звездой».
Темпл перечисляет множество легенд, имеющих отношение к данной теме, но
поскольку все они весьма уклончивы, то нет ничего удивительного в том, что у
этих легенд имеется множество интерпретаций. Но нельзя не согласиться с тем,
что во множестве из них присутствует фактор Сириуса. Более того, в книгу не
вошло большое количество материалов из греческой мифологии, также
подтверждающих его теорию. Особый интерес вызывает история с острова
Родос о его легендарных обитателях тельхинах.
Древнегреческий историк Диодор (1 век до н. э.) писал, что тельхины
«открыли точные науки и затем познакомили людей со многими другими полезными
для человечества вещами. Также, как говорят, они были первыми, кто послужил
прообразом для создания статуй богов, и многие античные изображения богов
названы в их честь». Такое описание тельхинов как носителей цивилизации
позволяет провести параллель между Оаннесом и рыболюдьми из Персидского залива,
которая даже более убедительна, чем то, что их характеризовали как магов,
умеющих управлять погодой, собирать облака, вызывать дождь и град; их называли
и «подводными духами» и «демонами морских глубин».
Вот лишь некоторые районы Старого Света, где можно найти следы древней
догонской традиции.
Персидский залив. Обиталище аннедотов, рыбо-людей, которые, как считали
жители Вавилона, принесли им цивилизацию. Первого и самого знаменитого из них
называли Оаннес, или Оэ; говорили, что он явился из «большого яйца». Появились
они на рассвете истории, раньше II века н. э., когда Плутарх писал о мистическом
«человеке», который раз в год появляется из залива, а «остальные дни своей
жизни проводит, скитаясь с нимфами».
Эриду. Древнейший город в Шумере, где впервые «обрушился с небес»
царский корабль. Это был город Энки, или Эа, бога мудрости и покровителя
человечества. Считали, что он живет в подводном дворце Апсу, и следы поклонения
ему в виде куч рыбьих костей обнаружены в древнейших храмах в Эриду (3500 год
до н. э.).
Филиста. Здешние жители поклонялись двум божествам - амфибиям Дагонам
(!) и Атаргатис, coorr-ветственно мужского и женского пола, которые
изображались с рыбьими хвостами и человеческими телами. Атаргатис также
известна как «сирийская богиня», родившаяся из «яйца», которое упало с небес в
воды реки Евфрат.
Фарос. Жилище бога-амфибии Протея, известного под именем «морской
старик». Он мог менять свой облик и предвидеть будущее. Обычно отдыхал в
пещерах, среди морских львов, «укрывшись от зноя звезды Сириус». Многие из
мифологических греческих героев обращались к нему как к оракулу.
Озеро Тритон. Жилище бога-амфибии Тритона, который мог предсказывать
будущее и обладал огромной силой, дававшей ему почти неограниченные
возможности, включая власть над морем. Он помог аргонавтам, когда их корабль
потерпел крушение на озере Тритона. (Темпл указывает на важную роль Сириуса в
мифе о 50 аргонавтах.)
Эгейское море. Жилище другого «морского старика» по имени Нерей,
который, как Протей и тельхины, мог менять облик и делать предсказания. У него
было 50 дочерей. Нереид, которые, как и он, изображаются с человеческими телами
и рыбьими хвостами. Считали также, что он живет в Эридане, что связывает его с
шумерским богом Энки в Эриду.
Делос. Излюбленное место пророка и амфибии, бога Главка
(«Серо-зеленого»), который научил предсказывать будущее Аполлона, греческого
бога пророчеств (оракул в Дельфах).
Танагра. Здесь в храме Диониса выставлялся забальзамированный «Тритон».
Древнегреческий писатель и путешественник II века Павсаний видел его и еще
одного такого же в Риме: «Тритоны действительно достопримечательность; волосы
на их головах похожи на лягушек в стоячей воде - не только по цвету, но еще и
из-за того, что они очень гладкие и невозможно отличить один волосок от
другого; все остальное их тело покрыто чешуйками, как кожа акулы. У них
человеческий нос и жабры позади ушей, рот очень большой и зубы как у дикого
чудовища. Мне показалось, что их глаза серо-зеленого цвета, а руки,
пальцы и ногти покрыты коркой наподобие морских ракушек. От груди и живота
книзу вместо ног идет хвост дельфина».
Фигалия. Местоположение древнего храма, описанного Павсанием, где
хранилось изображение Артемиды (по Темплу, богини с Сириуса), - сверху до талии
женщины, а ниже - рыбы. Также она известна как Эвринома - одна из древнейших
греческих богинь, обитавшая в море.
Родос. Жилище тельхинов, богов-амфибий, обладавших волшебной силой,
которых одновременно боялись и уважали. Зевс задумал лишить их могущества и
наслал непогоду, разбросавшую их вокруг Родоса; некоторые спаслись на Люсии,
где построили храм Аполлона, другие укрылись в Греции, превратившись в 50
«гончих псов Актеона».